Нередко заемный труд использовался, дабы избежать необходимости оформления иностранных граждан. Например, находящееся на границе с Финляндией ОАО «Светогорск» (один крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов) заключило с финским агентством договор аренды высококвалифицированных специалистов. При этом они оставались сотрудниками агентства, получали все гарантированные законодательством страны Суоми гарантии и формально находились в длительной командировке. Российские надзорные органы пытались доказать незаконность такого договора, рассматривающего «физических лиц как вещи», но арбитражный суд отверг такие доводы.
На самом деле вопрос использования заемного персонала еще с 1949 года регулируется документами Международной организации труда (МОТ). Новая конвенция, подписанная в Женеве в 1997 году, признала «важную роль, которую частные агентства занятости могут играть в условиях нормально функционирующего рынка труда». Вместе с тем государствам предложили самим регулировать аутстаффинг, в том числе разрешили запрещать аренду персонала в отдельных отраслях и при иных условиях.
Под особым контролем
Вступающие в силу с 1 января 2016 года поправки в Трудовой кодекс РФ с одной стороны полностью запрещают заемный труд. С другой – при соблюдении ряда ограничений допускают временное предоставление персонала. В частности, арендовать сотрудников можно для замены временно отсутствующих постоянных работников (находящихся в декрете, отпуске по уходу и т.д.) или для выполнения разовых работ (по расширению производства и в прочих случаях – на срок до девяти месяцев). Также разрешается брать «в аренду» домашнюю прислугу (горничных, сиделок, репетиторов, водителей и прочих).
Для направления своих сотрудников в другую компанию основной работодатель (агентство) обязан заключить с ними дополнительные соглашения. А принимающая сторона должна обеспечить «арендованным» работникам условия не хуже, чем основным, в том числе выплачивать компенсацию за труд с вредными и (или) опасными условиями и так далее.
Жесткие требования предъявляются и к самим агентствам персонала. Работающие в этой сфере компании должны иметь уставный капитал не менее чем в 1 млн рублей и не вправе применять специальные налоговые режимы (в том числе «упрощенку»). Обязательным условием является наличие у руководителя высшего образования, стажа работы в области трудоустройства и отсутствие у него судимостей за преступления против личности или в сфере экономики.
Аккредитация частных агентств на право осуществления деятельности по предоставлению труда персонала поручается Федеральной службой по труду и занятости (Роструд). Любое нарушение прав трудящихся является основанием для приостановления аккредитации, а при неустранении выявленных проступков разрешение на ведение деятельности аннулируется.
А Бабаяга против...
Кроме того, с 1 января заемный персонал получает де-факто двойные гарантии – агентства и принимающие компании несут перед сотрудниками субсидиарную ответственность по выплате заработной платы, отпускных, пособий по нетрудоспособности и иным обязательствам. Тогда как обычные штатные работники могут рассчитывать лишь на надежность своего работодателя – компаний с минимальным уставным капиталом в 10 тысяч рублей.
Несмотря на это, профсоюзы продолжают выступать против использования заемного труда. Защитники прав трудящихся полагают, что легализация аутстаффинга может привести к увеличению теневой экономики, так как временным работникам не нужно платить отпускные и больничные, а стоимость оказания услуг «аренды» персонала меньше, чем оплата штатным сотрудникам.
Среди соискателей временная занятость изначально востребована у людей, которым по той или иной причине сложно найти постоянную работу, в том числе это студенты, молодые мамы и пенсионеры. По сути, это наименее защищенная часть работников, которые были бы безработными, если бы не возможность временного трудоустройства.
Источник