Корпоративный порталHR Клуб

Отказать и не обидеть: адекватная обратная связь — лучший способ сформировать хорошее впечатление о компании даже у отклоненных кандидатов

Новости
12.05.2015

utiraet.jpg111Каждая пятая современная российская компания прилагает усилия по формированию положительного имиджа в глазах соискателей, не прошедших отбор на вакансии, а более трети соискателей рекомендовали компании, отказавшие им, своим родственникам и знакомым, выяснил Исследовательский центр портала Superjob, опросив 1000 представителей компаний-работодателей и 1600 соискателей.

Отказать в приеме на работу, но оставить приятное впечатление о компании только на первый взгляд кажется несовместимыми вещами. 20% российских работодателей имеют опыт формирования положительных впечатлений у соискателей, не прошедших конкурсный отбор. Причем компаний крупного бизнеса, озабоченных этим вопросом, втрое больше, чем мелких предприятий (37 против 12%). 

Что предпринимают компании, которым важно оставить положительное впечатление у не принятых на работу соискателей? В большинстве случаев никаких капиталовложений не требуется: достаточно своевременной обратной связи и доброжелательного поведения.

Оставить резюме в кадровом резерве компании — еще один способ работы с общественным мнением. Формированию положительных впечатлений, несмотря на отказ в трудоустройстве, служит и рассказ о компании из уст рекрутера.

Часть работодателей практикует беседы с соискателями, в ходе которых проводят анализ слабых и сильных сторон кандидата и дают свои рекомендации по дальнейшему трудоустройству.

По мнению некоторых рекрутеров, корректный и вежливый отказ сам по себе оставляет приятные впечатления о компании. Другие же стремятся в ходе беседы повысить самооценку соискателей.

Некоторые работодатели считают, что для хорошего впечатления о компании достаточно просто ответственно относиться к каждому соискателю.

В пользу компании используют работодатели и ситуацию, когда имеют возможность порекомендовать соискателя, не прошедшего отбор в их компанию, своим коллегам из других организаций. Впрочем, некоторые менеджеры по персоналу не стесняются и сами просят соискателей порекомендовать их компанию своим родным и знакомым.

Правда, не все компании сегодня озабочены своим имиджем в глазах отклоненных соискателей: 47% работодателей пока не предпринимают никаких шагов в этом направлении. «Нам это и не требуется, штат большой, компания приличная, дополнительно мотивировать сотрудников, чтобы они рекомендовали нас родственникам или знакомым, не нужно, поток идет постоянный», — комментируют рекрутеры.

36% соискателей доводилось рекомендовать компанию, не принявшую их на работу, своим знакомым или родственникам. Чаще всего так поступали россияне 35-44 лет (40%): «Я ни на кого не жалуюсь. Работодатель выбирает». Комментарии респондентов лишний раз подтверждают правильность шагов, которые работодатели предпринимают для формирования имиджа компании в глазах отклоненных соискателей. Претендентам, независимо от того, прошли они конкурс или нет, импонируют своевременная обратная связь, вежливое и корректное поведение рекрутера, пожелания успехов в дальнейшем поиске работы.

Возможно из-за того, что большинство компаний пока не слишком озабочены своим имиджем в глазах отклоненных соискателей, кандидаты, не считающие нужным рекомендовать организации, где их кандидатуру отклонили, также составляют большинство (42%). «Рекомендовать компанию как работодателя не стану, даже ту, в которой работаю. То, что подходит мне, может не подойти моим знакомым, а я дорожу отношениями», — комментируют респонденты. Такой настрой наиболее свойственен старшему поколению: 49% респондентов старше 45 лет никому не рекомендуют отказавшего им работодателя.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 116
Время проведения: 19-23 апреля 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов

Вопрос:
«Есть ли в вашей компании опыт формирования у отклоненных соискателей положительных впечатлений о вашей компании (так, чтобы они рекомендовали вашу компанию как работодателя родственникам, знакомым, друзьям)?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

job1.JPG

Некоторые комментарии респондентов:

«Есть такой опыт» — 20%
«Ну вот буквально сегодня к нам пришли молодые люди по рекомендации друга, которому отказали в должности».
«Приходят соискатели по рекомендациям от уволенных нами сотрудников».
«Четко и без обид объясняю отказ, но прошу посоветовать кого-нибудь с нужным опытом».
«Вежливое/корректное/искренне доброжелательное поведение во время телефонного и личного интервьюирования».
«Просто рассказываю о привилегии работы в моей компании».
«Профессионально проводим собеседование».
«Постоянная реклама в СМИ о достижениях, новшествах, новостях предприятия».
«Когда отказываю, то говорю/пишу о системе рекомендаций (есть премия за принятого рекомендованного сотрудника)».
«Составляем базу резюме (резерв), делаем интересные рассылки и просто максимально вежливо и добродушно отказываем».

Вопрос:
«Что именно вы делаете, чтобы сформировать у отклоненных соискателей положительное впечатление о вашей компании?»

1. Обратная связь, объясняем причины отказа в трудоустройстве
2. Доброжелательное поведение с соискателями
3. Переводим резюме соискателя в кадровый резерв
4. Рассказываем о компании
5. Краткий анализ слабых и сильных сторон соискателя, профессиональные рекомендации
6. Корректный, вежливый отказ в трудоустройстве
7. Общение с целью повышения самооценки соискателей
8. Ответственный подход к каждому соискателю
9. Рекомендации соискателям в другие компании
10. Просим рекомендовать компанию родственникам/знакомым/людям, подходящим под требования вакансии
11. Другое (рассылки, реклама компании в СМИ, предлагаем пройти конкурс на другие вакансии компании)

«Нет такого опыта» — 47%
«Нам это и не требуется, штат большой, компания приличная, дополнительно мотивировать сотрудников, чтобы они рекомендовали нас родственникам/знакомым, не нужно, поток идет постоянный».
«Ничего не делали».

«Затрудняюсь ответить» — 33%
«Мы не ставим целью прямо-таки сделать отклоненных соискателей агентами влияния, но прощаемся вежливо, уведомляем после встречи о любом решении; при отсутствии подходящих вакансий извещаем людей, что резюме сохранено в резерв».

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 278
Время проведения: 17-20 апреля 2015 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос:
«Были ли в вашей карьере случаи, когда после отказа работодателя вы все равно получали положительное впечатление от компании — так, что потом рекомендовали эту компанию как работодателя родственникам, знакомым, друзьям?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

job2.JPG

Некоторые комментарии респондентов:

«Да, случалось рекомендовать отказавшую мне компанию родственникам, друзьям, знакомым» — 36%
«Рекомендовал в зависимости от порядочности лиц, о которых имел мнение по компании, от знакомых или лиц заслуживающих доверие».
Руководитель обособленного регионального склада-офис, 51 год, Тольятти

«Получила отказ. Пожеланий и извинений масса. Было очень приятно...»
Администратор, 49 лет, Ростов-на-Дону

«Я ни на кого не жалуюсь. Работодатель выбирает…»
Слесарь-ремонтник, 36 лет, Степное

«Обратная связь от работодателя. Даже если это отказ, всегда оставляет хорошее мнение о работодателе!»
Администратор, 35 лет, Краснодар

«Нет, не случалось рекомендовать отказавшую мне компанию родственникам, друзьям, знакомым» — 42%
«Я настолько хороший специалист, что мне пока что никто не отказывал в трудоустройстве».
Судовой электромонтажник 4-го разряда, 51 год, Архангельск

«Было наоборот: рекомендовал другим работу, на которую сам не хотел устраиваться».
Наладчик станков с ЧПУ, 45 лет, Медногорск

«Это, извините, называется «мазохизм».
Советник по правовым вопросам, 35 лет, Омск

«Рекомендовать компанию как работодателя не стану, даже ту, в которой работаю. То, что подходит мне, может не подойти моим знакомым, а я дорожу отношениями».
Кладовщик, 49 лет, Москва

«Не случалось лишь только потому, что некому предложить, а так предложила бы. Были очень позитивные поездки, а не срослось лишь только из-за несоответствия взаимных требований».
Старший бюджетный контролер, 34 года, Москва

«Никогда! Наоборот говорю, что там идиоты!»
Менеджер по работе с клиентами, 46 лет, Москва

«А зачем ее рекомендовать? Нормальные компании в рекомендации не нуждаются, там просто люди работают по много лет. А в подозрительных, хорошо, если проработают неделю».
Бухгалтер, 48 лет, Краснодар

«Затрудняюсь ответить» — 22%
«Не был в такой ситуации».
Инженер по эксплуатации барокомплекса, 45 лет, Хабаровск

«У меня постоянное место работы».
Главный бухгалтер филиала, 48 лет, Саратов

«Работал в одном месте и в другие не ходил».
Автослесарь, 24 года, Рязань 


Категория:  Новости

Возврат к списку