Корпоративный порталHR Клуб

Профессии сверят с дипломами

Новости
03.12.2014

diplom.jpgО том, что профстандарты (описывают необходимую квалификацию работников) "должны стать обязательными для государственных организаций", заявил 9 декабря 2013 года Владимир Путин. В июне 2014 года правительство внесло в Госдуму поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профстандартов в госсекторе. В первом чтении они были приняты в сентябре. Глава комитета по труду и соцполитике Ольга Баталина заявила "Ъ", что "проект был существенно доработан комитетом и будет рассмотрен ко второму чтению на следующей неделе".

В ТК появится отдельная статья 195.2, описывающая применение работодателями профстандартов. Они станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более 50% которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года. В Минтруде это объясняют тем, что "госсектор стандартно во всех сферах первый", и с него нужно начинать вводить новые требования. С 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели. В каком порядке будут приводить в соответствие со стандартами действующих сотрудников, в проекте не уточняется. 

По словам чиновников Минтруда, сейчас Минюст зарегистрировал 199 профстандартов, к концу года их должно стать 350. Летом уже были зарегистрированы стандарты "корреспондент СМИ" и "редактор СМИ". Последние делятся на два типа. Одни должны заниматься "работой над содержанием публикаций" (от выбора тем до редактирования), у них должен быть опыт "не менее шести месяцев работы корреспондентом" и степень бакалавра "в области СМИ". Второй тип должен заниматься "организацией работы" редакции (от разработки проектов до "установления и поддержания контактов с внешней средой") и иметь трехлетний опыт репортерской или редакторской работы. К репортерам же требований по опыту работы и образованию (кроме того, что оно должно быть высшим) нет. Но во всех случаях есть указание на "необходимый" набор "трудовых действий", "необходимых" умений и знаний. Так, для корреспондента это "достоверные источники информации", "правила охраны труда".

На ВГТРК официально комментировать введение профстандартов отказались. Источники "Ъ" в холдинге говорят, что большинство корреспондентов и редакторов имеют законченное высшее образование по специальности "журналистика". Заместитель гендиректора Общественного телевидения России (учреждено автономной общественной организацией по распоряжению правительства РФ) Игорь Найговзин также заверил "Ъ", что у большинства сотрудников "профильное образование". Главный редактор и владелец газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев (закончил геологоразведочный и литинститут) заявил "Ъ", "что последние пять-шесть лет" почти не берет людей с журналистским образованием. Он надеется, что норма изменится до вступления в силу: "Почему государство должно решать, кто должен писать, что писать и как писать?".

Профстандарт также предлагается учитывать при определении системы оплаты труда, говорит эксперт по трудовому праву Павел Сутулин. Работодатель, опасается он, "может лишиться возможности определять уровень зарплаты у разных категорий работников, если по стандарту у них один уровень квалификации" как у корреспондента и работающего над публикациями редактора. Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов отмечает, что "количество выпускников вузов, которые не могут найти работу по специальности, довольно велико", но четкой статистики не существует. Но Минобрнауки готовит исследование трудоустройства выпускников: ведомство собирается соединить базу данных выданных дипломов с информацией Пенсионного фонда. В 2005 году портал Superjob выяснил, что около 55% пользователей работали не по специальности. Глава сервиса Алексей Захаров отмечает, что "в определенных областях" и так есть жесткие требования: "Ты не можешь стать врачом или летчиком, если у тебя нет соответствующего диплома. Что касается госслужбы - у нас был министр обороны без военного образования (Анатолий Сердюков, министр обороны в 2007-2012.— "Ъ"), но убрали его не за это".

Законопроект концептуально поддержали государственно-правовое управление президента, ФНПР и РСПП. Однако РСПП предложил учитывать "значимые при оценке профпригодности" личностные характеристики работника.


Кому нужны обязательные профессиональные стандарты? Опрошенные E-xecutive.ru представители кадрового рынка рассматривают данные профстандарты как очередной инструмент для воздвижения барьеров для бизнеса, выкачивания денег из населения, больше половины которого работает не по специальности (55% – данные опросаSuperjob в 2005 году), а также создания питательной среды для коррупции. Они выдвигают следующие версии:

Руководитель группы компаний, генеральный директор «Омега Стафф» Игорь Мешков прокомментировал вышеописанные законотворческие маневры так: «Что-то наше государство совсем ушло в пиар – пытается указать бизнесу, который и так на ладан дышит, кого, как и на какие должности брать. А ведь именно работодатели, то есть мы, должны это определять! По-моему, введение таких профстандартов обернется настоящим абсурдом – их будет невозможно исполнить, в результате существенно снизится эффективность компаний. Как можно будет нанять нужного сотрудника, который соответствовал бы и требованиям бизнеса, и целям компании, и формальному ГОСТу, установленному государством?»

По словам Игоря Мешкова, многие успешные и востребованные специалисты прекрасно чувствуют себя без профильного образования. «Яркий пример –программисты-самоучки, которые великолепно работают, не имея высшего профильного образования. Оно не требуется менеджерам по продажам, фотографам, дизайнерам, музыкантам, – говорит эксперт. – Вероятно, чиновники пытаются решить проблему качества персонала? Но тогда целесообразно начинать с образования и разбираться с качеством на этом уровне. Кстати, второе высшее образование в нашей стране платное. Учиться придется не менее трех лет. То есть перед нами еще один способ выкачать деньги из кармана населения? Или государство возьмет на себя эту проблему? Думаю, нет! Все банально и просто – чем больше границ и рамок, тем сложней маневрировать и всегда есть за что призвать к ответственности», – уверен Мешков.

О том, что корень проблемы кроется в образовании, говорит и управляющий директор Rational Grain Ольга Степанова: «Данный законопроект, как бы замечательно он ни выглядел в теории (и то он подходит только для госслужащих), в настоящее время абсолютно не уместен. Тем более, как у нас часто бывает, решать проблему начали с «финиша», а не со «старта». Под «стартом» я подразумеваю систему высшего и профессионального образования, когда учащиеся, оканчивая учебные заведения, в большинстве своем знали, где они будут работать и кем. Но данная форма – неотъемлемая часть плановой экономики, которой у нас нет. В нынешних же реалиях мы получим формальный повод для увольнения, как минимум, 50% нанятых государством работников, служащих и так далее, которые работают не по специальности. Что касается присвоения классов и разрядов уже работающим – это очередная статья для коррупционной составляющей».

«Кроме того, если такие стандарты вводятся, то кто-то должен контролировать их выполнение. Полагаю, что появится очередной контролирующий орган, который ляжет дополнительным бременем на бюджет, и данная сумма будет однозначно превышать сомнительные экономические выгоды от данного законопроекта, – говорит Ольга Степанова. – Данный законопроект также станет благодатной почвой для размножения формальных «трудовиков производства» – ведь их зарплата будет напрямую зависеть не от его профпригодности, призвания и таланта, а от той «классности», которую ему назначит непосредственный руководитель». Подводя итог, специалист отмечает, что таким образом в государстве, экономика которого находится в патовом состоянии, закрываются предприятия и сотни тысяч людей остаются без работы, создается очередной барьер для трудоустройства не по специальности. «Данное нововведение законотворцам нужно испытать, в первую очередь, на себе. Что касается компаний с частным капиталом, то по отношению к ним данная модель абсурдна. Госаппарат не должен указывать бизнесу, кто должен на него работать и как оплачивать этот труд», – уверена Ольга Степанова.

Между тем, сами государственные чиновники уверяют, что готовящиеся стандарты для журналистов не будут носить обязательного характера и явятся, скорее, ориентирами для отрасли и системы образования. Об этом ТАСС сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин. По его словам, определение критериев для приема на работу сотрудников в частные компании не является делом государства. Кроме того, в ведомстве выражают уверенность, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи России, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен для работы, ведь значительная часть успешных журналистов не имела и не имеет профильного журналистского образования. «В этой связи Минкомсвязь России до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой Кодекс РФ приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа-отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», – говорится в сообщении ведомства.

Источник E-xecutive.ru


Категория:  Новости

Возврат к списку