| 11 |
Опрос показал, что у работников и работодателей немного разные представления о том, что важно в первый рабочий день. Работники придают одинаково больше значения налаживанию контакта с коллегами (27%) и получению информации о своих новых обязанностях (27%), а вот налаживание контакта с руководителем для них лишь на 3 месте и выбрало это 17% опрошенных работников. Работодатели согласны, что самый важный момент в первый рабочий день – это и правда знакомство с коллективом (24%), но на втором месте по значимости, по мнению HR-ов - необходимость наладить контакт с руководителем, за это проголосовало 19%. Как ни странно, работники не особо стремятся больше узнать о компании (14%), зато работодатели считают важным о ней рассказать (18%). Как показал опрос, быстрое оформление документов также играет большую роль для HR-ов (17%), чем для самих сотрудников (9%), причем чем моложе сотрудник, тем это менее значимо для него. Но в мужском коллективе стоит все же обратить внимание на этот момент, для мужчин этот фактор более значим, чем для женщин. А вот приступить к своим обязанностям работники (6%), на удивление, считают более важным, чем работодатели (4%). Интересно, что стремятся к этому именно работники начального уровня, а руководители высшего звена считают, что наиболее важно в первый рабочий день наладить контакт со своим непосредственным руководителем. Если говорить о гендерных предпочтениях, то мы видим, что мужчины показали себя в этом вопросе более решительными – они больше, чем женщины готовы сразу «брать быка за рога» в то время как представительницам слабого пола важнее сначала больше узнать о новом функционале. Для женщин первый рабочий имеет большее значение, чем для мужчин: они делают выводы о компании и, сталкиваясь с неприятными моментами, в 2 раза чаще мужчин принимают для себя решение покинуть ее.
В целом, 50% сотрудников отмечают, что первый рабочий день задает тон будущему сотрудничеству, и 20% из них уже покидали компанию из-за неудачного первого рабочего дня. 35% респондентов сообщило, что он не имеет для них значения, а 15% затруднились ответить. Практика крупных компаний показывает массу вариантов того, как необычно встречают новичков, но исследование «Бигл» показало, что в России это пока малораспространенная модель. Работодатели, как правило, идут старыми проторенными дорожками: делают рассылку сотрудникам, размещают информацию на внутреннем сайте и доске объявлений (35% голосов), организуют коллективное приветственное коллегами (18%), направляют новому члену коллектива мотивирующее письмо (6%), дарят им корпоративные сувениры (3%) и организуют знакомство/обед с генеральным директором компании (3%). «Бигл» узнал у HR-менеджеров, кто же должен брать на себя основную функцию по адаптации сотрудника в первый рабочий день. Мнения распределились следующим образом: 40% - непосредственный руководитель, 33% - сотрудник HR-отдела, 21% - наставник, 5% - коллега из отдела. Судя по опросу работников, на практике же все обстоит несколько иначе. Участию руководителя работники отдали 47% голосов, коллеге из отдела – 16%, сотруднику HR-службы досталось всего 15% голосов, и 15% считает, что они сами вливались в компанию без посторонней помощи. 5% опрошенным повезло – им был выделен специальный наставник.
В рамках данного исследования у респондентов была возможность поделиться необычными примерами из своего первого рабочего дня, и из немногих приведенных кейсов мы видим, что в основном это инициатива непосредственного руководителя – например, угостить обедом, подарить кружку, отпустить пораньше домой, подвезти до остановки.
«Первый рабочий день по сей день остается важным моментом для мотивации новых сотрудников. Не все компании имеют бюджет на бонусы в виде подарков и прочих сюрпризов, но сделать этот день максимально комфортным для сотрудника может каждый работодатель. Сегодня ситуация на рынке такова, что работники, и в особенности поколение Y выбирают лояльного работодателя, готового вдохновить на успехи. Поэтому тот работодатель, который внедряет эффективную систему адаптации и, более того, имеет в своей корпоративной культуре традиции для новых членов команды, всегда будет оставаться в выигрыше», - говорит Наталья Шевчук, региональный директор компании «Бигл».
|