В сфере управления персоналом использование социальных сетей находится на более ранней стадии, однако, к 2013 большинство крупных вендоров HRM добавили социальные инструменты в свои платформы. Особенно активно социальные инструменты задействуются в системах управления талантами (talent management systems, TMS). Тем не менее, до повсеместного использования социальных технологий в HR пока еще далеко.
Использование различных социальных сетей в HRM практике на 2012 год
CedarCrestone, 2012
Как следует из таблицы выше, по состоянию на 2012 год наиболее часто социальные сети использовались HR специалистами в области рекрутмента (такое применение отметили 13% участников исследования), затем следуют обучение и развитие сотрудников (7%) и HR менеджмент (7%). В области рекрутмента наивысший показатель использования социальных сетей достигнут, ожидаемо, в области найма персонала – 49%, а также найма топ-менеджеров – 16%.
Использование социальных инструментов в HR процессах может, например, состоять в следующем: Рекрутеры могут использовать социальные сети для профессионалов типа LinkedIn и брендированные социальные медиа как для активного, так и пассивного подбора персонала. Корпоративные решения могут также использоваться для коммуникации с кандидатами.
- В области обучение и развития сотрудников можно использовать коммьюнити в социальных сетях, привязанные к определенным тренингам и событиям подобного рода. Социальные сети могут стать площадкой для общения сотрудников до обучения, в его процессе, а также после. Также социальные сети могут использоваться для генерации и хранения пользовательского контента, задействованного в процессе обучения. Могут использоваться теги, закладки, рейтинги инструкторов и тому подобное.
- Для непосредственно HR менеджмента социальные профайлы сотрудников могут предоставить дополнительные сведения.
- В области повышения эффективности сотрудников и управления достижением целей могут использоваться социальные коммьюнити, а также большую роль играет поиск экспертов в социальных сетях, командное взаимодействие в этих сетях.
Примеров подобного рода можно привести великое множество, так как нет такой области HR, где социальные инструменты не могут быть использованы. Исследователи CedarCrestone проанализировали влияние социальных HR инструментов на выручку компаний и пришли к совершенно неожиданным выводам: в компаниях, которые используют социальные медиа, рост выручки в среднем составляет 34% по сравнению с 8% ростом у тех компаний, которые их не задействуют. Выручка в пересчете на одного сотрудника больше на 24% у первых компаний.
Об огромном потенциале социальных HR решений свидетельствует внимание мега-вендоров к этому сегменту рынка HRM: в 2012 году некоторые из них озадачились приобретением специализированных разработчиков в этой области. Достаточно вспомнить анонсированные сделки по покупке Oracle компании SelectMinds и IBM компании Kenexa. В то же время такие крупные игроки как Cornerstone OnDemand, SumTotal Systems и стартап Ovation Technologies добавили новые социальные возможности в свои собственные решения. Эта тенденция будет нарастать в 2013 году и далее.
Тем временем в России, по экспертным оценкам опрошенных TAdviser представителей системных интеграторов, в социальных сетях работают уже не менее половины HR менеджеров. По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, социальные сети используют для поиска сотрудников 19% отечественных компаний.
Правда, не все интеграторы сошлись в оценке перспектив данного направления на российском рынке, а крупных проектов по внедрению social HRM вообще не привел в пример никто из них. Зато сами ИТ-компании активно такие инструменты осваивают, однако, не давая оценок потенциальному пользовательскому спросу на подобные решения.
Елена Сардовская, директор по персоналу «Микротест», рассказала TAdviser, что ИТ-компании в целом и «Микротест» в частности работают в условиях острого дефицита соискателей, поэтому рекрутеры очень много работают в соцсетях, где есть кандидаты, не находящиеся в активном поиске работы. «Автоматизация «социального» ректрутмента – тема, безусловно, перспективная. Идет стремительное развитие соцсетей, и возможности автоматизированного получения информации об изменениях в профилях и статусах кандидата (например, информирование о статусе «ищу работу») были бы интересны и удобны», - считает она.
В «Техносерв Консалтинг» полагают, что более интересный тренд это использование корпоративных соцсетей, подразумевая под ними набор сервисов, объединенных в портал, построенный по принципу социальной сети, несущих четко обозначенные выгоды для бизнеса. Непосредственно в «Техносерв Консалтинг» ведется внедрение собственной сети Discourse, которая интегрируется с Facebook и LinkedIn. «Мы рассчитываем, что Discourse поможет сделать коммуникации в компании более открытыми, ускорит бизнес-процессы, поможет быстро найти нужных экспертов и создаст площадку для совместной работы в группах», - заявили TAdviser в этой компании.
Владимир Скородумов, директор направления отраслевых решений «КОРУС Консалтинг», напротив, полагает, что автоматизация рекрутмента абсолютно не перспективна. «Социальная составляющая в большей степени завязана на коммуникациях, правильном контенте, правильной подаче информации, а не на автоматизации. Сделать интеграцию с какой-то социальной системой, чтобы размещать вакансии, несложно. А как сделать, чтобы на эти вакансии откликались нужные нам люди? Боюсь, это задачи не для системы автоматизации», - заявил он.