28.08.2017
Геймификация — тема, интересная многим, однако как только доходит до внедрения игротехник в корпоративную среду, энтузиазм сокращается в разы. Игра, механики, техники — все это, конечно, прекрасно, но мы все-таки в серьезном бизнесе, где есть срочные задачи. А тут не срочно, и вообще не до игр. Вот закроем квартал, и тогда…
Есть ли веские причины задуматься о геймификации процессов уже сегодня? Мы считаем, что есть, и подготовили топ-3 наиболее важных из них.
Многозадачность: внимание рассеивается
«Так, надо ответить на те комментарии в фейсбуке, проверить чат в Телеграме, заказчики написали уже 4 письма. Ой, звонок…». Знакомо? Сегодня за глаза и уши одного-единственного человека состязаются сотни людей, компаний и брендов и их количество растет с каждым днем. Как известно, золотая рыбка теряет концентрацию за 9 секунд. Последние исследования говорят о том, что у человека эта цифра уже меньше, чем у рыбки (8 секунд), и она уменьшается на глазах: мы закрываем неинтересный сайт меньше, чем за секунду, а едва услышав автоответчик, бросаем трубку.
Поэтому даже если работники в вашей компании добросовестны, при всем желании ожидать того же уровня сосредоточенности на бизнес-задачах, который был 5 лет назад, увы, нельзя. Поставить лайк котику в фейсбуке интереснее, чем составлять длинное письмо-отчет о результатах четвертого квартала. Бизнес-задачи компании, возможности роста и развития, оказывается, скучны..
| 11 | |
Однако, внедрив геймификацию, можно добиться отличного результата, как сделал, например, украинский трубопроводный завод Interpipe. Представляете суровых производственников? Руководство хочет более высокий уровень исполнения KPI. И вот на заводе появляется игровая валюта… «ежики», которая выдается за новые идеи и перевыполнение KPI. Что вы думаете? KPI выросли в 1,5–2 раза.
Рутинной работы много, а поколение Z уже близко
Эпоха людей, которые соглашались на любую работу за деньги, уже ушла. HR-ры все больше отмечают интерес молодых кандидатов не к деньгам, а к интересным задачам, даже в среде поколения Y, не говоря уже о поколении Z (1995–2010гг), для которого, согласно исследованиям, основные приоритеты — это превратить страсть в работу и изменить мир.
Геймификация жизни для Z — уже реальность. Они заходят в Facebook и Instagram, чтобы получить оценку от своих друзей и коллег и посоревноваться с ними в популярности. Они учат английский не зубрежкой, а в приложении DuoLingo, где за правильные ответы начисляются баллы и показывается процент освоения словарного запаса.
Хорошая новость: они не выбирают работу, исходя из материальной мотивации (деньги стремительно отходят на второй план), однако тщательно изучают работодателя и возможности, предлагаемые на новом месте. Однако если должность не подразумевает интересных амбициозных задач (а может быть, вообще изо дня в день предполагает достаточно рутинную работу), а человека заинтересовать нужно, понадобятся более креативные решения, чем прямая постановка задачи от руководителя.
Именно так поступила компания Microsoft, когда столкнулась с низким качеством текстов в своей Windows 7. Где-то были грамматические и пунктуационные ошибки, где-то из-за смены интерфейса на экране поехал текст. Вычитывать и править тексты — достаточно скучная и рутинная работа. Тогда в Microsoft запустили проверку текстов в виде игры Windows Language Quality. Региональные офисы соревновались между собой, кто «отловит» больше всего ошибок. Таким образом, удалось исправить около 7000 ошибок в текстах интерфейса программы.
Чем больше перемен, тем выше уровень стресса
Тысячи корпоративных нововведений ежедневно разбиваются о бетонную стену инерции, и не случайно.
FoxMeyer Drugs в 1993 была лидером фармацевтической отрасли США. Встал вопрос о переходе на новую ERP систему. Руководство приняло решение и начало внедрение системы. Однако когда сотрудники увидели, что вокруг закрываются склады, они интерпретировали это как желание компании автоматизировать процессы и значительно сократить персонал. Конечно же, они саботировали внедрение системы, в результате чего бизнес компании сильно пострадал.
Наш мозг устроен так, что мы сопротивляемся переменам. Мозг сотрудника — не исключение. Делать свою работу — безопасно, а вот подойти к руководителю и рассказать ему свои идеи, не самый безопасный вариант, потому что можно услышать, что идея так себе и получить минус в карму; если взять на себя ответственность за задачу, выходящую за рамки обязанностей, можно получить еще такой минус в карму, вплоть до увольнения. Да и разве ж ему, руководителю, интересно? Зачем тогда рисковать?
Игра может установить фрейм (правила) и дать сотруднику разрешение на определенное поведение. Например, подходить к руководителю не только можно, но и нужно, более того, за каждую идею сотруднику начисляются баллы. Таким образом, стресса становится меньше, а задача для мозга становится проще.
Какие бы бизнес задачи не стояли перед вашей компанией, вам нужны союзники в лице сотрудников. Среди них будет все больше Y и Z, и их внимание будет все более рассеянным. И геймификация — один из самых приятных инструментов повышения лояльности, вовлеченности и концентрации. Не важно, идет ли речь о повышении продаж, привлечении и удержании сотрудников, внедрении новой системы, сокращении количества ошибок в рутинных задачах — список бизнес-задач, для которых геймификация может стать одним из самых эффективных инструментов, ограничивается только вашей фантазией. Поэтому дерзайте — и результаты не заставят себя ждать.