Наемный труд мертв: почему компания эффективнее без сотрудников
28.05.2017
Источник материала Forbs
Второй важный фактор — продуктивность. С аутсорсом все просто: есть результат — есть оплата. Здесь полностью исключается человеческий фактор «заболел, семейные обстоятельства, уехал в отпуск, забыл и так далее». Аутсорсер понимает, что если в срок задача не будет сделана, заказчик просто не оплатит услуги.
Если же мы говорим про работу в штате компании, то наемный сотрудник слабо мотивирован на постоянное достижение результатов и их улучшение (за редким исключением). Все системы управления мотивацией и продуктивностью — временные меры. Я вообще считаю, что человека невозможно замотивировать — он либо хочет быть эффективным, либо нет, и на это никак нельзя повлиять. Да и не нужно.
Третий плюс - гибкость и масштабируемость. Аутсорс позволяет вам масштабироваться, фактически, до бесконечности. На аутсорс или фриланс можно отдавать непрофильные задачи, а также задачи, от которых не зависит скорость и успешность монетизации продукта. Если разработка — профиль компании, то ключевое ядро программистов должно находится в офисе. Но стоит одновременно набрать удаленную команду разработчиков, которой можно будет доверить абсолютно любые задачи, кроме, наверное, архитектуры. Постоянный аутсорс необходим, когда у бизнеса есть регулярно увеличивающийся поток задач в той или иной сфере. Гораздо результативнее транслировать этот поток за штат, чем бесконечно набирать сотрудников.
Мы тоже прошли путь постепенного вывода определенных задач и процессов за штат. В начале 2016 года у нас был большой штат — более 150 человек — и многие процессы выполнялись штатными сотрудниками. Это типичная ошибка многих стартапов: сначала кажется, что чем больше людей в команде, тем быстрее компания выйдет на необходимые показатели, а работа будет делаться быстрее и эффективнее. Но мы росли слишком быстро и дорого — а это не очень здоровый рост. С таким подходом компания постоянно будет нуждаться в инвестициях, так как большой штат требует огромных операционных расходов. Постепенно вывели большинство процессов за штат, сократив тем самым ФОТ более, чем в пять раз. На аутсорс мы перевели значительную часть разработки, продажи, контент, часть колл-центра, пиар и другие процессы.
Еще одно преимущество работы с аутсорсом заключается в том, что вы чаще всего взаимодействуете с состоявшимися предпринимателями. Проверенные исполнители часто работают в небольшой команде от двух до пяти человек. руководитель такой команды уже нашел людей, организовал работу, выстроил свой бизнес, наладил процессы и нашел клиентов. Все это подразумевает наличие у человека ответственности, самодисциплины и самоорганизации. Я с большим удовольствием буду взаимодействовать с предпринимателем, чем с руководителем департамента.
И, наконец, весомый аргумент в пользу аутсорсинга — это большой опыт аутсорс команды в конкретной области. Понятно, что экспертиза целой профильной компании, которая изо дня в день выполняет задачи из одной сферы и сталкивается с огромным количеством кейсов, будет больше, чем экспертиза одного и даже нескольких штатных сотрудников.
Какие есть сложности?
Прежде всего, чтобы выстроить эффективную систему работы с аутсорсом, нужна огромная дисциплина и самоорганизованность. Мне потребовалось около пяти лет, чтобы наладить и выстроить эту схему. При работе с аутсорсом у нас тоже были ошибки и «косяки» — в построении коммуникаций и в организации работы. Например, не получалось сделать так, чтобы аутсорс работал такими же «спринтами», что и команда проекта: сотрудники на аутсорсинге работали своими «спринтами» или совсем в другом ритме. Позже мы научились взаимодействовать лучше и эффективнее — это вопрос навыка и опыта.
Еще один важный совет — всегда работайте с подрядчиками только по постоплате. У нас было много случаев, когда аутсорсер не выполнял работу. Но и оплату он, соответственно, не получал. По предоплате я могу работать только с уже проверенными людьми.
Важно автоматизировать как можно большее количество процессов. У нас все задачи записываются в Redmine («облачный» сервис для оперативного планирования — Forbes) и сортируются так, что я вижу, что выполнено, что в процессе и где есть простои.
Стоит иметь в виду: хороший аутсорс найти гораздо сложнее, чем штатного сотрудника. А многие предприниматели, получив негативный опыт, решают просто снова взять сотрудника в штат.
Что за рубежом и что в России?
По оценке агентства Moody’s выручка многих европейских компаний в 2017-2018 годах вырастет именно благодаря использованию аутсорсинга. На европейском рынке модель pay-for-performance набирает все большую популярность, чего не скажешь про российский.
Если мы возьмем абсолютно любую компанию, даже мировых гигантов, то увидим, что ядро команды здесь составляют 10-15 человек. Именно от них реально зависит существование бренда и основной финансовый поток. Это ключевые сотрудники, Все остальное — можно отдавать на аутсорс.
Думаю, что в большей степени дело в страхе перестать видеть весь процесс работы, контролируовать ситуацию и влиять на нее. Люди боятся, что из-за этого результат окажется непредвиденным. Ведь управлять командой на расстоянии гораздо сложнее.
Многие считают, что аутсорсинг — это какое-то агентство, которое разово делает определенную работу. Но на деле это люди, которые работают с компанией постоянно, но фактически числятся у другого юридического лица. При этом они полностью погружены в проект, у них та же схема работы, те же спринты(если это разработка), они постоянно на связи с командой. Например, наш аутсорс работают с нами по методике Agile, как и основная команда, поэтому за один спринт и разработчики основной команды, и сотрудники на аутсорсе выполняют определенное количество задач, нацеленных на получение конечного продукта. Это 100%-ная погруженность в проект.
Еще одна проблема состоит в том, что предприниматель не может правильно выстроить систему работы с аутсорсом. Аутсорс для российского рынка — довольно новый формат построения рабочих процессов. Далеко не все компании умеют работать по такой схеме. Отсюда проблема в коммуникации с подрядчиками, неумение работать с аутсорс командой, четко ставить ТЗ и, как следствие, — отсутствие хороших результатов.
Но что интересно, каждый экономический кризис сопровождается повышенным вниманием и интересом к аутсорсу. В 1998 году, в 2008 году и в теченеи последних пары лет ситуация менялась. Все больше компаний вынуждены были оптимизировать затраты — соответственно, передавать часть непрофильных функций за штат.
Основной вывод для меня стал таким: для здорового и постепенного роста компании аутсорс будет лучшим решением. При правильной работе с аутсорс-командой и качественном управлении вам удастся значительно сэкономить бюджет при гораздо большей продуктивности и эффективности.
|
|