Может ли психолог быть эйчаром?
23.01.2017
Источник материала HR-Journal
Психологи после выпуска часто сталкиваются с не очень-то приятной реальностью: на деле этом много не заработаешь. Большинство психологических вакансий относятся к бюджетной сфере, а там, понятно, не золотые горы. Отдушину можно усмотреть в частной практике, но такой вариант подходит далеко не каждому.
И вот тут появляется вполне логичная (на первый взгляд) идея: а почему бы не зацепить и психологию организационную? Мол, по выходным я веду консультации и тренинги личностного роста, а днём занимаюсь подбором, обучением, мотивацией и так далее... в какой-нибудь коммерческой фирме.
Вот примерно так же и тут. Менеджер по персоналу — это уже очень далеко от всего того, чему учили психолога в институте.
Момент первый, но не главный
Знания и подготовка. Большая часть знаний, которые получил психолог, не подходит под реалии бизнес-организации.
С какой стороны ни подойди — все знания, полученные на психфаке, нуждаются в серьёзных коррективах и пополнении. Поэтому карьера эйчара для психолога начинается с той же переподготовки, как и для представителя любой другой профессии. Стажировка, литература, курсы. Разве что чуть проще разбираться с терминами.
Момент второй, принципиальный
Главная разница между психологом и эйчаром вовсе не в знаниях, их-то можно набрать быстро, особенно по отдельной узкой теме. Главное же различие, которое и делает невозможным работу психолога в коммерческой организации, — позиция по отношению к людям.
Клиент психолога — индивид. Психолог помогает ему обрести комфорт существования. Разрешить внутренний конфликт, стать эффективнее во внешнем взаимодействии и так далее.
Клиент эйчара — организация и её бизнес-процессы. Организации нет дела до личностных проблем сотрудников, её основная цель — экономическая эффективность. И эйчар должен добиваться не комфортного существования индивида, а достижения главной цели своей организации. Люди должны работать, и работать хорошо. Если же с людьми возникают проблемы, то организация этих людей заменяет.
Естественно, нормально работающая компания достигает компромисса между своими интересами и интересами сотрудников. Организация готова до определённого момента учитывать интересы индивидов. Но суть от этого не меняется — менеджер по персоналу всегда находится не с той стороны баррикады, с которой сидит психолог.
Эта разница позиций создаёт для психолога неразрешимые идеологические противоречия. Невозможно усидеть на двух стульях, но для сидения на эйчарском стуле надо перестать быть психологом.
* * *
Вот центральный момент, который нужно осознать со всей определённостью. Психолог и менеджер по персоналу — ПРИНЦИПИАЛЬНО разные специальности. И вы не можете быть по чуть-чуть тем и тем.
Вы можете работать эйчаром. Можете — психологом. Но вам не удастся КВАЛИФИЦИРОВАННО совмещать это. Невозможно легко прыгать с одной внутренней позиции на другую. Нельзя утром быть решительным рекрутером, отсевающим девять из десяти кандидатов, а вечером — эмпатичным консультантом. В будни придумывать мотивирующие манипуляции, а на выходных вещать о самоактуализации. Вы можете заниматься только тем, или только этим.
Если вы этого не понимаете — вас ждёт профессиональная неудача. Это, конечно, как любят говорить психологи, ценный опыт, но зачем вам шишки, которые уже давно набили себе сотни предшественников?
|
|