Корпоративный порталHR Клуб

Насколько можно верить пирамиде эффективности обучения?

28.06.2016


irinaaivanovaproactiv (2).jpg11Ирина А.ИВАНОВА

Генеральный директор Тренинг Центр ПроАктив

Только что получила в рассылке и прочитала статью  «Все врут, а ты не ври, или Развенчание мифа о запоминании», в которой Автор раскрывает проблему использования размещенной в интернете непроверенной информации. В качестве примера Автор привел Пирамиду эффективности обучения. В статье Автор показал различные варианты изображения данной Пирамиды, различные статистические цифры (один из вариантов см. на рис.), более того, Автор не смог найти в интернете в открытом доступе первоисточник пирамиды эффективности обучения с доказательствами валидности статистики. Данной статьей Автор призывал более критически относиться к информации, которую мы получаем. 

Я полностью поддерживаю этого Автора и согласна с этим призывом. Иногда к сожалению, а иногда и к счастью- это, действительно, так. 

Все зависит от метапрограмм, которыми пользуется конкретный человек. Кому-то достаточно просто услышать\прочитать "... мы самые первые, …мы- лучшие в ..."- не понятно только, кто это оценивал и как проходила оценка:) - и этот человек поверит.  

Кстати, меня до сих пор ставит в тупик вопрос "В чем вы самые лучшие?"- я адекватно могу оценить уровень качества нашей компании по результатам и процессам, но для того, чтобы ответить на этот вопрос честно, мне необходимо будет проводить ассессмент тренеров и аудит компании не только внутренний, а еще каким-то образом все это делать регулярно с другими провайдерами.... 

А кто-то только на своем исключительном опыте может учиться. Пока вилку в розетку сам не всуну- не поверю, что ток может кусаться... Для таких людей ни статистики, ни авторитеты не являются показательными. 

Каждому человеку необходимо свое количество "убедителей" для принятия информации на веру. 

Кстати, именно это объясняет различие информации по одному и тому же вопросу в инете: Чем меньше человек верит в то, что там видит, тем больше он внесет своих изменений, исходя из своего личного опыта\личных экспериментов. Собственно говоря, таким образом проходит эволюция тех или иных теорий\процессов (возможно, иногда и деградация...) 

Именно поэтому профессиональные тренеры дают информацию через эксперименты\метафорические игры\симуляции процессов. В ПроАктиве это обязательное условие, поэтому и результаты после тренингов у нас высокие, мы не боимся их измерять. Таким образом охватывается вся аудитория. И таким образом качество усвоения материала в разы больше на тренингах, а не семинарах ( я, конечно, имею в виду профессиональные настоящие тренинги, которые строятся по модели Осознание-Знание-Навык. 
11piramidaeffectivnostiobuchenia.jpg  

К сожалению, сейчас на рынке появилось много специалистов, которым есть, чем поделиться с людьми, но они обладают слабым опытом в эффективном донесении информации и, как правило, проводят лекции и семинары, называя это тренингом. Специально для таких экспертов в своей сфере деятельности с целью повышения их тренерской компетентности мы тоже создали тренинг.) 

Возвращаясь к примеру с пирамидой: есть много способов проведения экспериментов на эту тему прямо на тренинге- участники сами делают выводы, каким образом они лучше усваивают материал. Конечно, процентовка будет у каждого человека своя- по сути, она для применения в жизни не очень важна. Важнее то, КАК конкретный человек усваивает информацию лучше. 

Важно помнить, что любая статистика- это всего лишь статистика, которую есть смысл использовать в очень ограниченном поле, как "средняя температура по больнице"- по ней невозможно составить курс лечения больных:). Если убрать цифры с пирамиды, то результаты с т.з. степени эффективности того или иного способа, которые участники получают в результате эксперимента, практически совпадают (способы выбираем в зависимости от задач тренинга). Если вам интересно. то сможем выслать пару показательных экспериментов. 

С научной т.з., глазной нерв в несколько раз толще слухового (простите за примерность, эту инфо можно уточнить в учебниках по анатомии, например), поэтому визуализированные способы дают больше эффективности, чем слуховые. Самое большое кол-во нейронов задействовано при кинестетическом контакте- поэтому то, что мы делаем сами, еще больше усваивается. Когда мы кого-то обучаем, то еще сильно задействуем наш мозг, особенно неокортекс, поэтому дополняем еще эффективности. И, кстати, совсем не обязательно учить других тому, чему еще и сам не научился- все зависит от контекста. Здесь речь идет, скорее, о том, чтобы обработать информацию и пересказать своими словами - у нас вся школа построена на этой методике- ученики готовят материал, а потом у доски рассказывают другим. 

Самый простой пример эксперимента, который вы можете провести прямо сейчас: закройте глаза и прислушайтесь к тому, что сейчас происходит в соседнем помещении\на улице - запишите на диктофон свой ответ (для бОльшей чистоты эксперимента лучше глаза не открывать)- далее откройте глаза и пройдите в соседнее помещение, запишите на диктофон то, что вы видите теперь. Возможно, вы удивитесь.... и услышите еще дополнительные звуки, когда будете видеть происходящее... Для совсем скептиков, которые могут сказать, что в разное время разные действия происходят: поставьте видео на запись в соседнем помещении, тогда вы сможете по видеозаписи посмотреть, что там происходило, пока вы просто слушали. 

Да, и еще- то, что при задействовании личного опыта человек обучается эффективнее- да, это так. Но это совершенно не значит, что нет смысла читать книги- просто, когда вы читаете книгу, используйте методы для повышения эффективности восприятия материала. Ниже некоторые из них: 

• Читая, попробуйте написанное визуализировать. Например, конспект, майндмэп, рисунок.... 
• После каждого примера автора, а еще лучше- еще чаще- придумайте свои примеры\метафоры 
• После каждого блока подумайте- где именно, в каких аспектах вашей жизни вы можете это применить на практике 
• Постарайтесь максимально быстро применить это на практике 
• Гораздо эффективнее прочитать блок- применить на практике- прочитать следующий блок-... вместо того, чтобы прочитать книгу целиком залпом, а потом еще по несколько раз перечитывать... 
• Достаточно вам этой книги для прочтения? Все ли вы возьмете из этой книги? Сколько еще книг и какие по данной тематике надо прочитать, чтобы получить достаточно информации? Сколько времени это займет? 

И, конечно, выбирая тот или иной метод обучения, подумайте и сопоставьте все ресурсы, которые вам понадобятся, в т.ч. ВРЕМЯ- сейчас это самый дорогой ресурс. 

Подводя итоги, могу сказать, что при прочих равных условиях (я имею в виду профессионализм\качество ведущих\материалов тренингов\семинаров\книг) наиболее эффективным (с т.з. усвоение-стоимость) методом обучения является тренинг (Осознание-Знание-Навык), который включает и бизнес симуляции. Кстати, и книги полезнее и эффективнее читать по тематике после тренинга- тогда есть более четкое понимание, Что именно читать, после Осознания процессов на тренинге- легче воспринимать необходимую информацию, да и в принципе легче ее сортировать- надо \не надо.

HR-Клуб на Facebook.jpg



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение