Насколько можно верить пирамиде эффективности обучения?
28.06.2016
Только что получила в рассылке и прочитала статью «Все врут, а ты не ври, или Развенчание мифа о запоминании», в которой Автор раскрывает проблему использования размещенной в интернете непроверенной информации. В качестве примера Автор привел Пирамиду эффективности обучения. В статье Автор показал различные варианты изображения данной Пирамиды, различные статистические цифры (один из вариантов см. на рис.), более того, Автор не смог найти в интернете в открытом доступе первоисточник пирамиды эффективности обучения с доказательствами валидности статистики. Данной статьей Автор призывал более критически относиться к информации, которую мы получаем.
Я полностью поддерживаю этого Автора и согласна с этим призывом. Иногда к сожалению, а иногда и к счастью- это, действительно, так.
Все зависит от метапрограмм, которыми пользуется конкретный человек. Кому-то достаточно просто услышать\прочитать "... мы самые первые, …мы- лучшие в ..."- не понятно только, кто это оценивал и как проходила оценка:) - и этот человек поверит.
К сожалению, сейчас на рынке появилось много специалистов, которым есть, чем поделиться с людьми, но они обладают слабым опытом в эффективном донесении информации и, как правило, проводят лекции и семинары, называя это тренингом. Специально для таких экспертов в своей сфере деятельности с целью повышения их тренерской компетентности мы тоже создали тренинг.)
Возвращаясь к примеру с пирамидой: есть много способов проведения экспериментов на эту тему прямо на тренинге- участники сами делают выводы, каким образом они лучше усваивают материал. Конечно, процентовка будет у каждого человека своя- по сути, она для применения в жизни не очень важна. Важнее то, КАК конкретный человек усваивает информацию лучше.
Важно помнить, что любая статистика- это всего лишь статистика, которую есть смысл использовать в очень ограниченном поле, как "средняя температура по больнице"- по ней невозможно составить курс лечения больных:). Если убрать цифры с пирамиды, то результаты с т.з. степени эффективности того или иного способа, которые участники получают в результате эксперимента, практически совпадают (способы выбираем в зависимости от задач тренинга). Если вам интересно. то сможем выслать пару показательных экспериментов.
С научной т.з., глазной нерв в несколько раз толще слухового (простите за примерность, эту инфо можно уточнить в учебниках по анатомии, например), поэтому визуализированные способы дают больше эффективности, чем слуховые. Самое большое кол-во нейронов задействовано при кинестетическом контакте- поэтому то, что мы делаем сами, еще больше усваивается. Когда мы кого-то обучаем, то еще сильно задействуем наш мозг, особенно неокортекс, поэтому дополняем еще эффективности. И, кстати, совсем не обязательно учить других тому, чему еще и сам не научился- все зависит от контекста. Здесь речь идет, скорее, о том, чтобы обработать информацию и пересказать своими словами - у нас вся школа построена на этой методике- ученики готовят материал, а потом у доски рассказывают другим.
Самый простой пример эксперимента, который вы можете провести прямо сейчас: закройте глаза и прислушайтесь к тому, что сейчас происходит в соседнем помещении\на улице - запишите на диктофон свой ответ (для бОльшей чистоты эксперимента лучше глаза не открывать)- далее откройте глаза и пройдите в соседнее помещение, запишите на диктофон то, что вы видите теперь. Возможно, вы удивитесь.... и услышите еще дополнительные звуки, когда будете видеть происходящее... Для совсем скептиков, которые могут сказать, что в разное время разные действия происходят: поставьте видео на запись в соседнем помещении, тогда вы сможете по видеозаписи посмотреть, что там происходило, пока вы просто слушали.
Да, и еще- то, что при задействовании личного опыта человек обучается эффективнее- да, это так. Но это совершенно не значит, что нет смысла читать книги- просто, когда вы читаете книгу, используйте методы для повышения эффективности восприятия материала. Ниже некоторые из них:
• Читая, попробуйте написанное визуализировать. Например, конспект, майндмэп, рисунок....
• После каждого примера автора, а еще лучше- еще чаще- придумайте свои примеры\метафоры
• После каждого блока подумайте- где именно, в каких аспектах вашей жизни вы можете это применить на практике
• Постарайтесь максимально быстро применить это на практике
• Гораздо эффективнее прочитать блок- применить на практике- прочитать следующий блок-... вместо того, чтобы прочитать книгу целиком залпом, а потом еще по несколько раз перечитывать...
• Достаточно вам этой книги для прочтения? Все ли вы возьмете из этой книги? Сколько еще книг и какие по данной тематике надо прочитать, чтобы получить достаточно информации? Сколько времени это займет?
И, конечно, выбирая тот или иной метод обучения, подумайте и сопоставьте все ресурсы, которые вам понадобятся, в т.ч. ВРЕМЯ- сейчас это самый дорогой ресурс.
Подводя итоги, могу сказать, что при прочих равных условиях (я имею в виду профессионализм\качество ведущих\материалов тренингов\семинаров\книг) наиболее эффективным (с т.з. усвоение-стоимость) методом обучения является тренинг (Осознание-Знание-Навык), который включает и бизнес симуляции. Кстати, и книги полезнее и эффективнее читать по тематике после тренинга- тогда есть более четкое понимание, Что именно читать, после Осознания процессов на тренинге- легче воспринимать необходимую информацию, да и в принципе легче ее сортировать- надо \не надо.
|
![]() ![]() |