Корпоративный порталHR Клуб

Три столпа мотивации: чего на самом деле хотят наши сотрудники

07.06.2016

headshot_Susan_Fowler.jpg11Сьюзен ФАУЛЕР

Автор книги «Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников»

Бессмысленно стимулировать действия, которые люди готовы выполнять даже без вознаграждения. Глава из книги «Почему они не работают. Новый взгляд на мотивацию сотрудников».

Сьюзен Фаулер, «Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников», — М.: «Альпина Паблишер», 2016.


Есть ли у вас мотивация читать эту книгу? Возможно, мой вопрос кажется не совсем уместным — ведь вы уже читаете ее. Задам его немного в другой форме: какие критерии вы используете, чтобы определить наличие у себя мотивации? Или у вашего коллеги? Каким образом вы составляете свое мнение? Как оцениваете мотивацию другого человека? Что, в конце концов, значит само слово «мотивация»? Долгие годы я определяла это понятие как «энергию, необходимую для действия». Но оказалось, что в моем определении, как и в ста двух других, гуляющих по научной литературе, кроется серьезная ошибка. Идея мотивации как энергии или импульса к действию не передает саму суть явления. Она совершенно не объясняет, что именно стоит за действием.

Прольем свет на истинный характер мотивации

Я утверждаю, что мотивация не работает. Что же тогда работает? Ответ лежит в открытии трех психологических потребностей — автономии, принадлежности и компетентности. Независимо от пола, расы, культуры, возраста реальные основания нашей мотивации так же просты и сложны, как и удовлетворение наших психологических потребностей.

Я буду использовать термины «автономия», «принадлежность» и «компетентность», исследуя отдельные признаки каждого понятия, и аббревиатуру АПК, когда речь будет идти об их общем значении.

О важности этих трех условий благополучия убедительно свидетельствуют результаты многочисленных исследований за последние шестьдесят лет. Вы можете изучить данные из примеров и мини-исследований, проведенных на основе моего опыта более чем в пятидесяти странах за последние двадцать лет. Можете просто понаблюдать за малышами или вспомнить свое общение с ними. Как вы узнаете из следующих трех разделов главы, все люди уже рождаются с этими базовыми потребностями.
11order_stack.png


Автономия

Потребность человека в автономии и личном пространстве изучена, пожалуй, больше, чем какая-либо другая.

Автономия — потребность чувствовать, что у нас есть выбор. Это необходимость осознавать: то, что мы делаем, мы делаем по собственной воле; необходимость ощущать, что мы сами — инициатор своих действий.

Хороший пример автономии — кормление ребенка. Что он делает, когда вы подносите ложку к его рту? Правильно, хватает ложку — он хочет сделать все сам, в том числе и кушать. Несмотря на отсутствие навыков, у него есть потребность управлять ситуацией. Ограничьте его возможности — он закроет рот или отвернется. Вот почему на большинстве фотографий, сделанных во время еды, детские рожицы измазаны оранжевым морковным пюре.

Возможно, вы видели рекламу хлопьев фирмы Maypo. Эти ролики есть на YouTube. В одном из них отец пытается накормить ребенка овсяными хлопьями со вкусом кленового сиропа. Малыш отказывается. Отец пробует увлечь его, играя с ложкой, но как только ложка приближается ко рту, ребенок зажимает его ладошками. Наконец отец вспоминает о любви сынка к ковбоям и изображает крутого ковбоя, который съедает полную ложку хлопьев. И в этот момент понимает, что ему самому нравятся эти хлопья, и тянет руку к пакету. Ребенок видит, что папа наслаждается едой, быстро съедает всю порцию и кричит: «Я хочу Maypo!». Любой родитель, который поступал так, обращался именно к потребности ребенка в автономии. (Осторожней, однако, с этой тактикой — она может иметь неприятные последствия. Дети легко обнаруживают манипуляцию. Если они чувствуют, что вы управляете ими, то их вторая психологическая потребность — принадлежность — будет подорвана).

Разнообразные исследования последних двадцати лет показывают, что, даже став взрослыми, люди не теряют психологическую потребность в автономии. Например, производительность рабочих на предприятиях значительно возрастает, когда им предоставляют возможность самим останавливать конвейер в случае каких-либо сбоев. Аналогично и с производительностью «белых воротничков» — сотрудников крупнейших инвестиционных фирм. Они чувствуют свою автономию, когда понимают, что им передана часть контроля и решений, что они располагают определенным влиянием. Словосочетание «расширение возможностей» часто считают штампом, но при его отсутствии люди теряют свое чувство автономии, что негативно сказывается и на производительности, и на рабочем процессе в целом.

Для некоторых людей главной проблемой является осознание того, что вся их деятельность — их собственный выбор. Уполномочены ли они формально или нет, но люди всегда могут выбрать свой личный уровень автономии.

Один из ярчайших примеров автономии — история знаменитого психолога и психиатра Виктора Франкла. Во время Второй мировой войны ему удалось выжить в самых страшных условиях, которые можно представить — в концентрационном лагере Терезиенштадт. Очевидно, что у Франкла не было никаких необходимых для автономии свобод, однако он нашел способы удовлетворить потребность в ней — любуясь восходом солнца, помогая другим заключенным, взяв в свои руки ответственность за свое настроение. Он писал: «Все можно отнять у человека за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь».

Аксиома рабочего места гласит: нам оставляют лишь 20% автономии, а 80% отнимают. Таким образом вряд ли можно сказать, что в действительности у нас есть свобода делать на работе то, что мы считаем нужным. Однако у нас есть выбор: встать с постели, пойти на работу и внести свой вклад в общее дело — или нет. Каждый раз, вставая на позицию: «У меня нет выбора», мы подрываем свое чувство автономии.

«Если вы хотите наконец мотивировать кого-то — просто заткнитесь!» — статья с таким провокационным названием не могла меня не заинтересовать. На первый план в ней выдвигались мотивационные методы, которые работают совсем не так, как мы предполагаем. Чтобы узнать больше, я позвонила Брендону Ирвину, ведущему специалисту, упомянутому в статье. Брендон объяснил, что изначально его команда была поражена одним фактом: когда спортивный тренер или наставник постоянно подбадривает ученика: «Еще разок; давай, ты можешь сделать это; держись на этом уровне», — результаты оказываются гораздо ниже, чем те, которых достигают с немногословным, но внимательным тренером.

Брендон выдвигает гипотезу, основываясь на том, что мы знаем об автономии. «Тихие» тренеры добиваются более высоких результатов, чем «громкие», потому что словесная поддержка забирает часть энергии и внимания учеников. Внешняя поддержка и похвала дестабилизируют внутреннее желание тренирующихся продвинуться и выделиться и в итоге ограничивают их возможности.

В попытке сбалансировать словесные поощрения «громкого» тренера Брендон и его группа решили попробовать стимулы. Если бы тренирующиеся достигли поставленной цели, то получили бы приз — бесплатный абонемент в спортзал. Однако, как и предполагают исследования, демонстрирующие влияние подобных вознаграждений на результаты, когда установлены кратковременные и долговременные цели, добавление внешнего стимула — «фастфуда» мотивации — еще больше подрывает чувство автономии тренирующихся и ослабляет их способность полагаться на собственные внутренние ресурсы.

Результаты, полученные Брендоном, предоставляют нам интересные данные и для понимания второй психологической потребности — связанности.

prinadlegnost.jpg11
Принадлежность

Что делает маленький ребенок, когда вы не обращаете внимания на его болтовню? Он берет ваше лицо и ручками разворачивает к себе, вынуждая смотреть ему в глаза. Даже в обществах, где представителям более низкого статуса запрещено смотреть прямо в глаза обладателям статуса более высокого, дети ведут себя точно так же – это их естественная потребность в принадлежности. Независимо от того, каков наш возраст, социальный статус или в какой культуре мы воспитаны, принадлежность – одна из трех наших основных психологических потребностей.

Принадлежность — наша потребность заботиться о других и чувствовать их заботу. Потребность ощущать себя связанными с другими, без опасений по поводу их скрытых мотивов. Потребность чувствовать, что мы способствуем появлению чего-то большего, чем мы сами.

Отметьте, какой диапазон потребностей входит в понятие принадлежности. Это и личные, и межличностные, и социальные связи. Мы благополучны, когда находимся в связи с другими.

Несколько лет назад международный электронный гигант пригласил меня провести семинар для сотни его ведущих менеджеров со всего мира. Перед выходом на сцену организатор предупредила меня об одном обстоятельстве: я оказалась последним выступающим на недельной конференции. После завершения моего доклада сотне участников предстояло разъехаться по домам.

Организатор объяснила, что люди устали — программа была насыщенной. Она заранее принесла извинения за то, что во время моего полуторачасового выступления слушатели, вероятно, будут вести себя не идеально. Она посетовала, что уже мои предшественники-докладчики жаловались на отсутствие внимания, во время их выступлений многие в зале ковырялись в своих телефонах и планшетах.

Ее предупреждения только разожгли мой азарт — сейчас я им покажу! Я буду так неотразима, что они забудут о своих телефонах и скором возвращении домой, и станут сидеть и слушать меня, раскрыв рты. Примерно через три минуты после начала презентации я была подавлена. У меня не было зрительного контакта ни с одним человеком из зала. Словно я говорила со стеной. Ужасно! Я приняла спонтанное решение предпринять действие, о котором слышала раньше от своих коллег-спикеров, но сама, будучи экстравертом, к нему не прибегала. Я замолчала и просто стояла за кафедрой — выжидая, выжидая, выжидая — пока тишина не привлекла наконец внимание аудитории и любопытные взгляды присутствующих не устремились на меня.

Прошла, кажется, целая вечность, и я тихо спросила: «Что здесь происходит? По каким-то причинам ваша компания решила, что имеет смысл потратить несколько тысяч долларов и привезти меня сюда, за несколько тысяч миль от моего дома, чтобы я рассказала вам о вещах, которые могут принести пользу вашему бизнесу. Очевидно, вы с этим не согласны. Я предлагаю вам договор. Дайте мне пятнадцать минут. Все, о чем я прошу — пятнадцать минут времени. Если я не смогу сказать что-то, достойное вашего внимания, можете вернуться к своим сотовым телефонам, планшетам и ноутбукам».

Теперь они с недоверием смотрели на меня. Теперь все они были моими — кроме одного молодого человека, который быстро вернулся к своей клавиатуре, громко воскликнув: «Ну я ведь могу быть многозадачным?». С иронией в голосе я громко ответила: «Могли бы, если бы были женщиной». Зал потонул в смехе. Судя по всему, я выбрала правильного парня для такого ответа. Он улыбнулся и сказал: «Окей, поразите меня».

Но вместо того чтобы поразить аудиторию подготовленным выступлением, я завязала дискуссию о том, что прямо сейчас произошло. Сам собой возник один из тех волшебных моментов, когда люди все вместе изучают что-то новое. Я рассказала слушателям о том, как пыталась хорошо сделать свою работу, поделиться новыми идеями, которыми так увлечена, но натолкнулась на их невнимание и отсутствие малейших признаков интереса. А они поведали в ответ о постоянном страхе упустить что-то, если оторвутся на миг от своих электронных устройств и не будут в постоянном контакте со своими виртуальными собеседниками. Никто из нас не мог удовлетворить свою психологическую потребность в принадлежности!

Это был один из моментов, когда они осознали, сколь немногие из тех, кем они руководят, испытывали на работе чувство принадлежности. Желание их сотрудников постоянно поддерживать контакты с друзьями исходило из того, что им не хватало принадлежности на работе — особенно представителям поколения X или моложе.

Я прошу вас, как просила тех руководителей, ответить на один вопрос: сколько процентов времени занимает у вас работа? В него входит путь от дома до работы, подготовка к ней, сама работа, возвращение домой и время на то, чтобы выдохнуть после трудового дня. Вероятно, у вас получится что-то около 75%. Если ваша потребность в принадлежности не удовлетворена на работе и более 75% вашего времени занято работой, то где вы можете найти покой? К сожалению, не существует такой вещи, как компенсационное удовлетворение потребности. Ведущий исследователь в этой области доктор Жак Форест в разговоре со мной подтвердил, что удовлетворение потребностей важно для всех, всегда и везде. Если вы не удовлетворяете свою потребность в принадлежности на работе, то вряд ли сумеете ее компенсировать за то короткое время, которое остается у вас вне работы.

У вас как у руководителя есть прекрасная возможность. Она состоит в том, чтобы помочь людям найти свое предназначение, способствовать достижению ими своих социальных целей, установить правильные отношения на работе. Проблема в том, что попытка устанавливать такие контакты на рабочих местах порой обескураживает или, хуже того, отталкивает окружающих. К сожалению, утверждения из серии «Ничего личного, только бизнес» уменьшают вероятность здорового функционирования людей на работе, так как влияют на качество отношений.

Когда начальство давит на сотрудников, вынуждая их отказаться от эмоций, отрешиться от всех чувств, люди интерпретируют эти действия как корыстные. Такой распространенный подход к мотивации также вредит принадлежности. Вы, как руководитель, помогаете сотрудникам испытать чувство принадлежности на рабочем месте: это и забота, которая проявляется по отношению к ним, и ощущение доброжелательности без скрытых мотивов и вовлечения в нечто большее, чем каждый из них по отдельности.

Исследование доктора Брендона Ирвина, описанное ранее, показало, что «тихие» тренеры добились от своих подопечных большего, чем «громкие». Важно заметить, что присутствие наставника сказывалось в любом случае. С тренером люди добивались более высоких показателей, чем без него. Но невозможно отрицать влияние, которое оказывал тип этого тренера. Брендон полагает, что так же сильно на результатах сказывалась и принадлежность.

Участники эксперимента думали, что тренеры действуют не в их интересах, а преследуют свою корысть. Иногда они интерпретировали словесные подбадривания исключительно как желание тренера одержать победу за их счет. В других случаях ощущали, что способность тренера выполнить задание, которое он им дал, ниже, чем у них самих. Его слова они расценивали как поддержку для себя самого, а не для них.

Это открытие очень важно, когда дело доходит до межличностных контактов на работе. Ваши сотрудники будут чувствовать нечто совершенно противоположное принадлежности, если решат, что вы или ваша компания лишь используете их, а ваше внимание фальшиво, станут подозревать, что они — просто средство для достижения вашей личной цели.

Мотивация не работает, потому что вы не можете вынудить кого-либо испытать чувство принадлежности. Но в качестве руководителя вы можете поощрить принадлежность, отказавшись от убеждений и методик, которые разрушают ее у ваших сотрудников. Это означает, что нужно уделять внимание чувствам людей. Это означает, что пора получить знания, необходимые для работы с чужими эмоциями. Это означает, что пришло время принимать во всем личное участие.

Компетентность

Вы видели когда-нибудь ребенка, который только учится ходить? Что при этом бросается в глаза первым делом? Малыши падают — и падают часто. И мы не задаемся вопросом, почему так происходит. Это очевидно — потому что они учатся. Но почему они не сердятся? Поднимаясь, чтобы сделать новую попытку, они улыбаются, а вовсе не плачут. Ответ очень прост: они получают удовольствие от того, что растут, учатся и совершенствуют свои умения. Наша третья психологическая потребность — это компетентность.

Компетентность — это наша ежедневная потребность чувствовать себя в состоянии справиться с повседневными сложностями и задачами. Это навык, который мы демонстрируем каждый день и укрепляем тем самым наше чувство роста и процветания.

Каждый, кто хоть раз общался с ребенком двух-трех лет, был атакован бесчисленным количеством «почему?». Почему малыши постоянно задают именно этот вопрос? Потому что им нравится расти и учиться. Мы поощряем приобретение новых знаний, создаем системы обучения — такие, как школы. Но загоняя ребенка в рамки системы, мы одновременно создаем стресс: нужно зарабатывать хорошие отметки, быть лучшим в классе, участвовать в клубах и кружках, которые дадут дополнительные очки при поступлении в колледж. Мы оцениваем приобретенные ребенком знания, вознаграждая его за отличные показатели «пряником» из золотых звезд, общественной похвалы и премии «студент месяца». Вы задумывались когда-нибудь о том, что происходит с 99,9% детей, которые не получают вознаграждений?

Некоторые системы школьного образования уже обнаружили тщетность подобных программ стимулирования, настроенных на то, чтобы наградить только нескольких лучших и разочаровать всех остальных. Сейчас популярна тенденция «Трофей получают все!». Однако и это решение не обеспечивает эффективного обучения и обратной связи, в которых дети нуждаются для удовлетворения потребности в компетентности.

Мотивация детей к учебе не работает по той же причине, что и мотивация взрослых к работе: они уже мотивированы. У детей есть естественная психологическая потребность учиться и расти. Попытки подкупа пряником или угроза кнута лишь отталкивают их от естественной тяги к обучению. Мы спрашиваем себя, что произошло с тем ощущением чудесного, что живет в каждом ребенке, когда смотрим на него спустя несколько лет учебы в школе. Дети, которые когда-то уступили неэффективным методам мотивации, теперь потребляют на рабочих местах нездоровую мотивационную пищу, «состряпанную» из тщательно продуманных вознаграждений и программ стимулирования.

Вы не можете просто взять и «наложить» на человека рост и обучение. Но вы можете продвинуть идею такой среды обучения, которая не будет подрывать в людях чувство компетентности. Какой сигнал посылается сотрудникам, если обучение — это первое, на чем компания экономит средства в нестабильное время? Что говорит о нашей вере в чужие возможности тот факт, что дополнительное образование предоставляется в первую очередь топ-менеджерам и руководителям высшего звена? Ирония состоит в том, что компании вытаскивают их из офисов на мультитренинги, тем самым лишая их привычного окружения и возможности на деле усовершенствовать свои навыки лидерства. Еще реже такие компании склонны обеспечить обучение рядовых сотрудников, дать им шанс выделиться. Такое положение вещей ненормально. У людей должно быть ощущение компетентности на месте, где они проводят большую часть времени. Если они не чувствуют себя компетентными на работе, эта ущербность распространится на все области их жизни.

В конце каждого дня не спрашивайте себя: «Чего я достиг сегодня?». Спрашивайте: «Чему я сегодня научился? Как я вырос?».


HR-Клуб на Facebook.jpg


Возврат к списку


0
Amynkm
One of the immediate positives of this dial orientation is that it allows for the depth of the movement architecture and, <strong>Rolex Replica Watches</strong> more importantly, Voutilainen’s superlative hand finishing to be on full <strong>Breitling replica</strong> display. The surfaces of the pinions and wheels are completely flat and highly polished to within exceptionally uniform tolerances. All finishing work on the main plate and bridges, <strong>luxury replica watches</strong> are by hand to achieve the highest possible levels of surface finish. The screws and all steel parts are finished and polished by hand. The titanium case is made by the workshop that Voutilainen helped establish
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Helenwatcher
Имя Цитировать 0
0
cricut.com/setup mug press
Thanks for taking the time to discuss and share this with us, I for one feel strongly about it and really enjoyed learning more about this topic. I can see that you possess a degree of expertise on this subject,

cricut.com/setup
cricut.com setup
www.cricut.com/setup
cricut.com/setup maker
https://cricut.com/setup
cricut.com/setup mug press
cricut.com/setup to register
Имя Цитировать 0
0
nada
صيانه  اريستون
صيانه  بيكو
صيانه اليكتروستار
صيانه فريجيدير
صيانه جينرال اليكتريك
صيانه  جولدى
صيانه  كريازى
صيانه  ال جى
صيانه  سامسونج
صيانه  شارب
صيانه سيمنس
صيانه  توشيبا
صيانه  يونيون اير
صيانه  وايت وستنجهاوس
صيانه  وايت بوينت
صيانه وايت ويل
صيانه  زانوسي

صيانه  يورك
صيانه  اكشسبير
صيانه  وستنجهاوس
صيانه وايت ليبول
صيانه  وايرليبول
صيانه  فايلنت
صيانه  يونيفرسال
صيانه  اليترا
صيانه  ترين
صيانه ترنيدو
صيانه طومسون
صيانه  تكنو جاز
صيانه  سيمفوني
صيانه  سوني
صيانه  سميج
صيانه سكاى
صيانه  سيلتال
صيانه  سانيو
صيانه بريما
صيانه  بريما
صيانه  بلوتو
صيانه  فليبس
صيانه  باساب
صيانه  باناسونيك
صيانه  اوليمبك
صيانه  نورج
صيانه  نيكون
صيانه  ناشونال
صيانه  ميديا
صيانه  ميتاج
صيانه  ماجيك شيف
صيانه كولدير
صيانه كيننود
صيانه  كينمور
صيانه  كلفنيتور
صيانه جونكر
صيانه جاك
صيانه انديست

صيانه فاجور
صيانه اليكترولوكس
صيانه البا
رقم صيان دراكي
صيانه  دايو
صيانه كرافت
صيانه  كارير
صيانه  كانون
صيانه  كاندي
صيانه كيرا
صيانه  بوش
صيانه  بلاك اند دكر
صيانه بينك
صيانه  اية تى اية
صيانه امريكول
صيانه الاسكا
صيانه اكون
صيانه اكاى
صيانه  اية جي اية
صيانه ادميرال
صيانة  خطوط الشاشات
Имя Цитировать 0
0
NADA
صيانه ثلاجات اريستون
صيانه ثلاجات بيكو
صيانه ثلاجات اليكتروستار
صيانه ثلاجات فريجيدير
صيانه ثلاجات جينرال اليكتريك
صيانه ثلاجات جولدى
صيانه ثلاجات كريازى
صيانه ثلاجات ال جى
صيانه ثلاجات سامسونج
صيانه ثلاجات شارب
صيانه ثلاجات سيمنس
صيانه ثلاجات توشيبا
صيانه ثلاجات يونيون اير
صيانه ثلاجات وايت وستنجهاوس
صيانه ثلاجات وايت بوينت
صيانه ثلاجات وايت ويل
صيانه ثلاجات زانوسي

صيانه ثلاجات يورك
صيانه ثلاجات اكشسبير
صيانه ثلاجات وستنجهاوس
صيانه ثلاجات وايت ليبول
صيانه ثلاجات وايرليبول
صيانه ثلاجات فايلنت
صيانه ثلاجات يونيفرسال
صيانه ثلاجات اليترا
صيانه ثلاجات ترين
صيانه ثلاجات ترنيدو
صيانه ثلاجات طومسون
صيانه ثلاجات تكنو جاز
صيانه ثلاجات سيمفوني
صيانه ثلاجات سوني
صيانه ثلاجات سميج
صيانه ثلاجات سكاى
صيانه ثلاجات سيلتال
صيانه ثلاجات سانيو
صيانه ثلاجات بريما
صيانه ثلاجات بريما
صيانه ثلاجات بلوتو
صيانه ثلاجات فليبس
صيانه ثلاجات باساب
صيانه ثلاجات باناسونيك
صيانه اوليمبك ثلاجات
صيانه ثلاجات نورج
صيانه ثلاجات نيكون
صيانه ثلاجات ناشونال
صيانه ثلاجات ميديا
صيانه ثلاجات ميتاج
صيانه ثلاجات ماجيك شيف
صيانه ثلاجات كولدير
صيانه ثلاجات كيننود
صيانه ثلاجات كينمور
صيانه ثلاجات كلفنيتور
صيانه ثلاجات جونكر
صيانه ثلاجات جاك
صيانه ثلاجات

صيانه ثلاجات
صيانه ثلاجات اليكترولوكس
صيانه ثلاجات البا
رقم
صيانه صيانه ثلاجات دايو
صيانه ثلاجات
صيانه ثلاجات كارير
صيانه ثلاجات كانون
صيانه ثلاجات
صيانه صيانه ثلاجات ثلاجات
صيانه صيانه ثلاجات
صيانه صيانه ثلاجات
صيانه صيانه ثلاجات صيانه صيانه ثلاجات.
ثلاجات اية تى صيانه اية
صيانه ثلاجات امريكول
صيانه ثلاجات الاسكا
صيانه ثلاجات اكون
صيانه ثلاجات اكاى
صيانه ثلاجات اية اية جي
صيانه ثلاجات ادميرال
صيانة خطوط الشاشات
Имя Цитировать 0
0
NADA
صيانه اريستون
صيانه بيكو
صيانه اليكتروستار
صيانه فريجيدير
صيانه جينرال اليكتريك
صيانه جولدى
صيانه كريازى
صيانه ال جى
صيانه سامسونج
صيانه شارب
صيانه سيمنس
صيانه توشيبا
صيانه يونيون اير
صيانه وايت وستنجهاوس
صيانه وايت بوينت
صيانه وايت ويل
صيانه زانوسي

صيانه يورك
صيانه اكسبير
صيانه وستنجهاوس
صيانه وايت ليبول
صيانه وايرليبول
صيانه فايلنت
صيانه يونيفرسال
صيانه اليترا
صيانه ترين
صيانه ترنيدو
صيانه طومسون
صيانه تكنو جاز

صيانه سيمفوني
صيانه سوني
صيانه سميج
صيانه سكاى
صيانه سيلتال
صيانه سانيو
صيانه بريما
صيانه بريما
صيانه بلوتو
صيانه فليبس
صيانه باساب
صيانه باناسونيك
صيانه اوليمبك
صيانه نورج
صيانه نيكون
صيانه ناشونال
صيانه ميديا
صيانه ميتاج
صيانه ماجيك شيف
صيانه كولدير
صيانه كيننود
صيانه كينمور
صيانه كلفنيتور
صيانه جونكر
صيانه جاك
صيانه انديست
صيانه ايديال
صيانه ايبرنا
صيانه هيونداى
صيانه هيوماكس
صيانه هوت بوينت
صيانه هوفر
صيانه هيتاشي

صيانه هايسينس
صيانه هاير
صيانه جروندج
صيانه جرين
صيانه جودلى
صيانه جي ام سي
صيانه جليم جاز
صيانه جيبسون
صيانه جالانز
صيانه جي هانز
صيانه فريش
صيانه فيكس
صيانه فاجور
صيانه اليكترولوكس
صيانه البا
رقم صيان دراكي
صيانه دايو
صيانه كرافت
صيانه كارير
صيانه كانون
صيانه كاندي
صيانه كيرا
صيانه بوش
صيانه بلاك اند دكر
صيانه بينك
صيانه اية تى اية
صيانه امريكول
صيانه الاسكا
صيانه اكون
صيانه اكاى
صيانه اية جي اية
صيانه ادميرال
Имя Цитировать 0
0
Katina
Имя Цитировать 0
0
Sarah
Имя Цитировать 0
0
Michael Law
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение