Константин БАРАНСКИЙ
Генеральный директор Puzzle-Training
В условиях кризиса, результат - это единственное за что стоит платить. При этом на насыщенном тренерском рынке бывает трудно найти настоящего профессионала. В этой статье я рассуждаю на тему эффективного бизнес-тренинга, который делают профессиональные тренеры с комплексным подходом.
Статья будет полезна заказчикам бизнес-тренингов, начинающим тренерам или может использоваться при подготовке бизнес-тренеров.
Бизнес-тренинг потому и называется так, что должен преследовать бизнес-цели (изменение рабочего поведения сотрудников в сторону увеличения эффективности). Как правило, в процессе обучения можно достичь двух основных целей: изменение установок (убеждений) и формирование/развитие навыка. Именно в таком порядке. И именно на этом строится эффективное обучение, это фундамент: установки и навыки. Мое глубокое убеждение - одно без другого не работает. То есть, не поменяв установки у участника, я не смогу развить навык. Конечно, речь не идет о глубинных установках, сформировавшихся в далеком детстве, тут и полу года работы не хватит. Я говорю о рабочих установках, приобретенных относительно недавно.
Установки
Иногда везёт, и приходят «заряженные» участники, осознающие свой реальный уровень, и мотивированные на изменения, готовые вкалывать и меняться, наступая на горло себе и тренеру. Но это правда иногда, и мы не можем рассчитывать на такие подарки судьбы. Зачастую аудиторию на бизнес-тренинг в корпоративном формате собирают принудительно. То есть ожидания и настроение примерно следующее: «Надеемся, будет весело и быстро, и вставать не придется, писать тоже не много, потому что полно работы, и дома сериал начинается/дети не кормлены/ друзья ждут в кабаке/ утюг не выключен, и вообще, вы нас пораньше отпустите?».
Первая задача: понять, какие установки мы хотим поменять. Это приоритет. Никакое обучение не будет эффективным, если оно против воли и желания обучаемого (привет, родная школа, я не скучаю). Оптимально делать предтренинговую диагностику, , выяснять уровень самосознания группы и их битые пиксели. Стандартный уровень установок: я нормально здороваюсь, просто клиенты у нас такие; все мои подчиненные хотят денег, у них одна мотивация; а вы попробуйте сами продайте наш продукт за такие деньги при такой конкуренции и пр. Очевидно, что это все ложные установки, которые мешают быть эффективными на работе в моменте и кроме этого препятствуют нашему предстоящему процессу обучения. Связано это прежде всего с тем, что обучение взрослых - это всегда выход из зоны комфорта, осознание своей неэффективности в присутствии коллег (аллилуйя, открытые тренинги, там нет коллег), врожденные защитные реакции, проявление всевозможных комплексов, и, далее накрывает уже тех, кто выжил на тренинге, недружелюбная к навыку среда (никто на работе не ждет, что ты потеряешь в эффективности, потому что тренируешь новое поведение: недовольный снижением прежней эффективности начальник, подсмеивающиеся коллеги и клиенты в смешанных чувствах). Что бы этому противостоять или даже не замечать вовсе есть только один путь – изменение установок. И без этого невозможно освоение нового навыка. Механическое повторение конечно возможно (можно и зайца научить курить), но нам-то нужен бизнес-эффект от бизнес-тренинга.
Нужен - сделаем!
Не получилось предтренинга (не оплатили, нет времени/возможности, желания заказчика). Значит, будем выявлять установки по ходу пьесы. И это одна из самых скользких частей тренинга, требует хорошей экспертизы от тренера и умение управлять групповой динамикой.
Я постоянно занимаюсь повышением квалификации команды и иногда тренеры у меня на супервизии делают сбор установок на этапе знакомства с группой, прямо на сборе ожиданий. Грубая ошибка смешивания позитивного знакомства и вываливания скопившегося негатива приводит к падению динамики, нарушению дисциплины, удлинению вводного блока по времени и потом к мучительному восстановлению атмосферы тренером, который вынужден расхлебывать свою же кашу за счет харизмы (ведь не у всех же она есть). Такая ошибка может иметь далеко идущие последствия.
Куда эффективнее показывает себя такой прием. После этапа знакомства и сбора ожиданий организовывается групповая работа по составлению перечня сложностей в работе. Условное задание «Что мне мешает зарабатывать/продавать в 2/3/5/10 раз больше»? При делении на 3 команды получается довольно живо, не перемешивается со знакомством (где очевидно должен быть эмоциональны подъем, а не плач Ярославны) и, главное, получается максимально исчерпывающий список установок, с которыми предстоит работать. Получаются листы негативных установок, куда можно, кстати, разрешить добавлять еще по ходу тренинга. Кстати, я рекомендую просить участников рисовать на флипчарте без единого слова. Сразу два зайца падают к ногам тренера - веселее идет дело (а, следовательно, продолжается линия подъема на старте тренинга, или, во всяком случае, не такой резкий спад), и иногда установки являются настолько малозначимыми, что участники даже не заморачиваются на придумывание рисунка/иллюстрации, и вопрос снимается внутри работы малой группы. Надо отдельно отметить, что подобный сбор негатива в начале мероприятия обязывает тренера сделать две вещи. Во-первых, по ходу программы отмечать/отстреливать установки, которые необходимо проработать в текущем блоке (участники об этом не помнят, как правило) и во-вторых, в конце программы вернуться (а лучше вернуть команды) к листам и озвучить ложные установки, которые теперь для них чужие.
Это похоже на олл-ин в покере (полюбить - так королеву, проиграть - так миллион). Если тренер внимательно следил за проработкой установок по ходу программы - все карты сойдутся, и участники будут своим внукам рассказывать о чудо-тренинге. В случае неудачи - поезд летит под откос, негатива избежать почти нереально (снимайте пенсне, Киса, сейчас нас будут бить).
Хочу еще раз подчеркнуть, что процесс работы с установками по предложенному методу требует определенной силы и опыта тренера и. конечно, очень точно составленной программы (обкатывайте и корректируйте программу!)
11
Навыки
Но все это мало интересует заказчика, это наши закулисные игры, кухонные дела. Навыки подавай и все тут. А чего изволите? Ну… для начала, мол, что бы здоровались, улыбались, естественно и непринужденно заводили разговор о погоде, потом, значит, задавали правильные вопросы, и делали верные выводы из ответов, ярко презентовали компанию и продукты, основываясь на потребностях клиента, конечно же эффективно работали с возражениями, мягко подводили к сделке и, разумеется, закрывали, все время закрывали сделки. При таком заказе мне всегда хочется снять полотенце с руки, выпрямиться и спросить, а вы уверены, что все это съедите (что все влезет)?! А как это у вас потом переварится? А заворот кишок не будет? (потом они удивляются, что тренинг был не эффективен) А как болит душа ответственного тренера, какие когтистые кошки на ней скребут! Ведь не будет эффекта, не качественно будет же!
Некоторые решают мощно -3-5 дневные тренинги, которых тоже порой мало. Точнее много и мало сразу. Все равно не решение же.
Мы верим, что это не про нас, наши заказчики умные, понимают, что эффективный тренинг – это (условно) отработка 1 навыка 100 раз, а не отработка 100 навыков 1 раз.
Одним из действенных доказательств моей правоты во времена моих корпоративных войн с внутренними заказчиками была демонстрация цикла обучения, на котором базируется программа. На помощь приходил Дэвид Колб, вселялся в меня и все подробно объяснял заказчику. Иногда я экспериментировал и использовал цикл Меландера (суть та же, а тренинг можно существенно удлинить, но все зависит от целей, разумеется).
Суть знают все тренеры- цикл Колба, круговой цикл (а на самом деле, спиралевидный, сужающийся по мере освоения навыка), включает в себя четыре этапа. Кстати, на каждом из них включаются в работу разные стили обучения. Соответственно упуская этап, мы снижаем эффект для соответствующего стиля обучения.
Этап 1. Непосредственный конкретный опыт - любой обучаемый должен иметь опыт и поэтому, «пожалуйста, мне нужно два добровольца»... Тут происходит непорочное зачатие мотивации на обучение (город застыл, просыпаются Активисты).
Этап 2. Рефлексия/осознание/размышление над опытом - самое время разочарований, позора, ложных установок. И тут формируется плод мотивации на обучение (Мыслители, ваш выход).
Этап 3. Поиск решения и создание концепции - выстраивается модель, генерируются идеи и наступает время проповеди тренера относительного того, как все устроено в этом мире (Теоретики лишают тренера работы).
Этап 4. Применение на практике/отработка (Прагматики должны убедиться, что эти ваши штучки работают), результатом этого этапа является первый этап – опыт, и далее по кругу (по спирали, то есть).
Цикл повторяется несколько раз (мне нравится формат трио: аквариум, тройки с наблюдателем, пары сами). Тогда можно говорить о каком-никаком качестве отработки навыка. Это только один навык. Считаем время и понимаем, что на группу 12 человек за два дня качественно не успеваем отработать весь цикл менеджмента, ведь в каждой фазе отрабатывается ряд навыков. Нужно кастомизировать, а лучше разрабатывать поз заказчика! И тут самый логичный вопрос к заказчику: «В каком случае будете считать обучение успешным, и какие приоритеты?»
Поэтому, крайне желательно делать предтренинговую диагностику (на оба кита: установки + навыки). Или, хотя бы, очень детально снимать запрос с заказчика, ни с одной встречи. Научить всему и сразу не выйдет, факт, месье Дюк. Определяем перечень навыков для развития, каждый навык прогоняем по циклу и вуаля- тренинг удался (овации участников и цифры заказчика растут, занавес).
Проработка установок и навыков одновременно позволит из тренинга сделать бизнес-тренинг, который будет работать на бизнес и цели даст бизнес-результаты.
Я глубоко убежден, что эффективный тренинг отвечает сначала на вопрос КАК владеют навыками участники, а уж после СКОЛЬКИМИ навыками. Корпоративный формат, кстати, позволяет делать серии тренингов (Пазл-тренинги по 3 часа) или проводить/внедрять модульные системы обучения, и это является прекрасным решением с точки зрения эффективности.
Стоит сказать про промежуточную поддержку руководителей на местах и фолоу-аппы (краткие практикумы, где участники делятся позитивным/негативным опытом применения знаний, ищут решения, делают короткие отработки). Это крайне-полезная методика, позволяющая по нашим оценкам увеличить эффект тренинга на 50-70% при совсем небольших вложениях со стороны заказчика. Но это тема заслуживает отдельной статьи.
Говоря о комплексном подходе к созданию бизнес-тренинга, можно выделить семь ключевых составляющих:
1. Эффективный бизнес-тренинг включает в себя обязательно работу с установками и навыками
2. Установки участников важно понимать до создания программы тренинга и зашить в нее работу с ними
3. Если на момент проведения программы не известны установки участников, то их нужно собрать в начале тренинга
4. Для тренировки каждого навыка требуется минимум троекратная отработка в ходе тренинга
5. Нарушение цикла обучения приводит к выпадению части группы с определенным стилем обучения
The Denise Arctic Sport is ideal for exploration <strong>Swiss Replica Watches</strong> thanks to its crisp white dial and matte ceramic bezel that are <strong>Omega Replica</strong> designed to counteract reflections from bright snow during daytime, while the <strong>Breitling Replica</strong> large illuminated markers are suited for long winter nights. A subtle power reserve indicator displays how much power is stored within the in-house regulated movement, which is precision certified to an impressive -1+4 seconds per 24 hours running time.
Once you download the Cricut explore application on your device, open it. Then you will get the option of circular setup for the first time with the sign-in button. To create the Cricut id you will have to click on the setup button rather than click on the sign-in button. Now you will reach the Cricut id creation page.